Осязаемость «мифа»: Размышления о современной отечественной прозе, или Прощание… преждевременно

Проблемы современной российской художественной литературы – исключительно важная тема для просветительской деятельности библиотек. И вот почему. Во-первых, изящная словесность продолжает оставаться неотъемлемой частью национальной духовной жизни. Во-вторых, ежегодно около 50 процентов  поступлений в фонды составляет отечественная беллетристика. Данный массив требует систематизации, осмысления анализа. В-третьих, ориентированность читательской аудитории в потоке современной прозы крайне низка. И поэтому особенно остро встаёт вопрос о соответствующей навигации, которую должны на достойном уровне осуществлять библиотекари.

Кому быть навигатором? Необходимо заметить, что в настоящий момент существует проблема оценки современной российской литературы. В общественном сознании относительно неё прочно закрепились необъективные, в большинстве своём негативные и зачастую некомпетентные точки зрения, своего рода «мифы». Вот некоторые из них: «Литературы у нас сегодня нет»; «Современная российская литература имеет очень низкий художественный уровень»; «Лучшие произведения современной российской литературы специфичны для восприятия (их содержание ментально, рефлексивно, минорно, декадентно, пессимистично, деструктивно, а стиль изощрён) и предназначены для читательского меньшинства». Подобные мифы, бесспорно, являются следствием элементарного литературного невежества. В то же время причины таких негативных воззрений имеют глубокие социально-психологические корни и во многих случаях являются следствием неблагоприятной просветительской ситуации, которая сложилась в настоящий момент в обществе. Всем известно, что традиционно русский читатель всегда был настроен на нравоучительность. В его представлении мастер художественного слова является неким мессиёй, обладающим безусловным правом поучать и предоставлять готовые ответы на сложные бытийные вопросы (так поступали многие корифеи классики). Среднестатистический читатель  и сегодня ждёт от литературы помимо развлекательности некоторого необременительного назидания. Однако писатели изменились. Те, которые обладают талантом и преследуют не только коммерческий интерес, чаще всего пытаются вовлечь публику в замысловатую, иногда чрезмерно изощрённую игру или, более того, завести растерянного читателя в экзистенциально-стилистический тупик. А это совсем не вызывает восторга у читательского большинства. Конечно, современная российская литература развивается. На это указывают многие признаки: и бурное распространение авторского премирования (сегодня в России существует более 100 творческих премий), и активность книгоиздания, и проведение ежегодных литературных ярмарок, и, наконец, представленность поэзии и прозы в Интернете. Но при этом остаётся открытым вопрос: «Кто способен на сегодняшний день     взять на себя функцию литературного навигатора?» Ответ, по-видимому, сакраментально прост: «Библиотекарь».

Предназначено только для избранных? Многие исследователи отмечают, что литература последних лет представляет собой некий «микс», то есть глобальное смешение жанров, стилей и т.д. Так, в нашумевшем романе Е. Водолазкина «Лавр» самым причудливым образом древнерусские речевые конструкции соседствуют с лексемами ХХI в. Образным системам многих произведений свойственно сочетание реалистического и фантастического. Всё больше стирается грань между интеллектуальной и массовой литературой (характерный пример – книги Б. Акунина), между жанрами (например, произведения А. Слаповского «Победительница» совмещает в себе черты эпистолярного романа, романа антиутопии и социально-психологической прозы). Некоторые критики с горечью сетуют, что не выработан «единый поколенческий язык». Действительно, трудно найти точки соприкосновения в мировоззренческих системах, скажем, М. Елизарова, А. Иванова, М. Кучерской. Далеко не положительно оценивают литературоведы и последствия пошатнувшегося литературного этикета, что привело к отсутствию тематических и лексических табу (вспомним монструозных героев Ю. Мамлеева, мириады нецензурных слов в книгах В. Сорокина). Все отмечают коммерческий дух современной литературы, выражающейся, например, в навязчивой ориентации на определённую целевую аудиторию. Так, успех творчества Д. Донцовой определяется предсказуемостью построения сюжета, клишированностью образа героини и ироничной манерой повествования – всем тем, чего ожидает невзыскательная женская аудитория. Какая же проза заслуживает называться качественной?  Традиционно интеллектуальной литературой считаются произведения, требующие от читателя эрудиции и развитого воображения. Также элитарная художественная словесность отличается сложной философской проблематикой. Часто сюжет становится второстепенной составляющей, во главу угла ставится альтер эго автора. К серьёзным литераторам принято относить таких российских авторов, как Ю. Буйда, М. Вишневецкая, А. Волос, А. Иличевский, А. Кабаков, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин, О. Славникова, М. Шишкин (список, конечно же, неполный). Положительным свойством их произведений является то, что они заставляют читателя мыслить, стимулируют его диалог с писателем.

Марина Кравченко

Если вас заинтересовала эта статья, то полностью вы сможете найти её в журнале «Библиотека» № 5/2016 г.